Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования:
актуальные вопросы введения.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Перейти
Приказы Министерства Образования РФ
6 пунктов президентской инициативы
- Переход на новые образовательные стандарты
- Развитие системы поддержки талантливых детей
- Совершенствование учительского корпуса
- Изменение школьной инфраструктуры
- Сохранение и укрепление здоровья школьников
- Расширение самостоятельности школ
Федеральный государственный образовательный стандарт
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г.·
- Закон Российской Федерации
«Об образовании», статья 7 « В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…»
- № 309-ФЗ новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС)
- новый формат стандарта (рамочный документ)
- новое содержание стандарта (совокупность требований)
- расширение функций и пользователей стандарта
- новое методологическое основание
- системно-деятельностный подход
Требования к результатам:
- зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты
- преемственность результатов для разных ступеней
- зафиксирован системно-деятельностный подход
- структуре
- зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение
- определены разделы ООП (содержательно и количественно)
- интеграция учебной и внеучебной деятельности
- включена «неаудиторная занятость»
- основная образовательная программа –целостный документ
- пояснительная записка
- планируемые результаты освоения основной образовательной программы
- учебный план
- программа формирования универсальных учебных действий
- программы учебных предметов
- программа духовно-нравственного развития, воспитания
- программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
- программа коррекционной работы
- система оценки достижения планируемых результатов
- внеурочная деятельность
- время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов (учебные занятия: не менее 2904 ч. и не более 3210 ч.)
Основные характеристики нового стандарта
Федеральные государственные образовательные стандарты
Личностным
- готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества
Метапредметным
- универсальные учебные действия: познавательные регулятивные коммуникативные
Предметным
- опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания
Требования к структуре
Зафиксированы требования к:
- количеству и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения;
- минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года (2 904 - 3 210 часов);
- содержанию каждого из разделов;
- соотношению частей основной общеобразовательной
- программы (80/20% для первой ступени); - организации внеурочной деятельности
- кадровые условия
- возможность требовать наличие квалификационной категории в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
- повышение квалификации один раз в пять лет
- финансовые условия
- норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю
- материально-технические условия
- функциональный подход к определению условий
- возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.
- возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры
- информационная среда образовательного учреждения
Состояние разработки и утверждения стандартов
- обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования
- принятие идеологии ФГОС общего образования
- освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся
- овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС
Требования к условиям реализации основной образовательной программы
- ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
- ФГОС основного общего образования – в стадии доработки (после внесения проекта в Совет при Министерстве в мае 2010 года);
- ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки
Ожидаемый результат повышения квалификации – это профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС
Критерии готовности ОУ к введению стандарта
- разработана и утверждена основная образовательная программа
- нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ
- приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников
- определен список учебников и учебных пособий
- определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся
- разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС
- осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов
- обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС
Что дальше?
Федеральный уровень с участием субъектов Российской Федерации:
- разработка примерной основной образовательной программы, включающей в том числе:
- базисный учебный план
- планируемые результаты освоения основной образовательной программы
- примерные программы учебных предметов
- остальные примерные программы в соответствии со стандартом
- систему оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы
- утверждение перечня учебников соответствующих ФГОС
- создание Координационного совета
- создание федерально-региональной системы повышения квалификации педагогических работников по проблемам введения ФГОС
- организация мониторинга введения ФГОС
Уровень образовательного учреждения :
Разработка основной образовательной программы, включающей :
- пояснительную записку
- планируемые результаты освоения основной образовательной программы
- учебный план(ы)
- программу формирования универсальных учебных действий
- рабочие программы учебных предметов, курсов
- программу духовно-нравственного развития, воспитания
- программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
- программу коррекционной работы
- систему оценки достижения планируемых результатов
- разработка локальных актов по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенных уставом образовательного учреждения
- модернизация системы методической работы
- организация внутри- и меж- ведомственного взаимодействия по вопросам введения ФГОС
- создание условий реализации ООП